26 ноября 2010

Центробанк пришел в Госдуму за посадками

Центробанк признался, что не может уследить за финансистами, выводящими капитал из российских банков, и попросил депутатов ужесточить наказание за это преступление. Юристы и банкиры советуют прежде чем писать новые законы, разобраться, почему не работают уже имеющиеся.

Председатель Центробанка Сергей Игнатьев попросил депутатов сделать реальной угрозу уголовного наказания для банкиров за преднамеренный вывод активов из банков, который грозит банкротством, сообщило 25 ноября агентство РИА «Новости». «Единственный шанс- это реальная угроза уголовного наказания»,- заявил он на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам.

«Мы можем констатировать факт, а схватить за руку не можем,- признался глава ЦБ.- Если собственник и менеджеры решили украсть, то они это сделают, и никакой надзор не поможет».

Впрочем, как рассказали GZT.RU в аппарате комитета, никаких конкретных предложений Сергей Игнатьев не сделал, ограничившись общими пожеланиями, а само заседание было посвящено совсем другой теме- представлению кандидатов в члены совета директоров Центробанка.

«Проблема не в законе»

Опрошенные GZT.RU эксперты недоумевают, что могло побудить главу ЦБ к подобным заявлениям.

«Проблема не в законе, а в правоприменении,- рассказал GZT.RU управляющий партнер юридической фирмы „Левант и партнеры" Валерий Нарежный.- Лицензий отзывается довольно много, однако уголовные дела в таких случаях возбуждаются редко». И это при том, что, по признанию директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова, сделанному на том же заседании, «только каждое пятое банкротство в России экономическое, а остальные четыре пятых- криминальные».

Между тем в российском законодательстве существуют статьи 195 «Неправомерные действия при банкротстве» и 196 «Преднамеренное банкротство». «Центробанк, как надзорный орган, должен выявлять эти случаи и вносить представления в правоохранительные органы»,- говорит Нарежный. Кстати, нарушение именно этих статей Центробанк усмотрел в банкротстве Межпромбанка, о чем Сергей Игнатьев сам сообщил в Генпрокуратуру.

Сергею Пугачеву грозит до девяти лет лишения свободы

Владелец Межпромбанка Сергей Пугачев может составить компанию Михаилу Ходорковскому. Центробанк усмотрел в действиях руководства банка признаки преднамеренного банкротства и обратился в Генпрокуратуру. Кроме уголовного дела, Сергею Пугачеву грозит и гражданский иск.

 «Элемент популизма»

«Сначала надо бы разобраться, почему не работают уже имеющиеся законы,- вторит юристу вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов.- Есть статья за преднамеренное банкротство, есть, в конце концов, статья за мошенничество- в Америке, например, в таких случаях часто привлекают именно за мошенничество. Возбуждайте уголовные дела, расследуйте, доказывайте. Но этим никто не хочет заниматься».

Кстати, пожаловался Иванов, это касается не только банкротящихся банков. Такая же ситуация складывается со злостными должниками. «Есть статья 176 „Незаконное получение кредита и 177 „Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности". Количество исков от банков к должникам больше миллиона, а дел возбуждено несколько десятков",- рассказал GZT.RU вице-президент АРБР

«Во всем этом есть элемент популизма- написать законопроект и отрапортовать. Вообще в последнее время набирает силу тенденция- когда хромает правоприменение, начинают писать новые законопроекты. Все время кажется, что в законах чего-то не хватает»,- сетует Иванов- Кроме того, мне кажется, что Игнатьев обратился не вполне по адресу. Поправками в УК в Думе занимается комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. А в комитете по финансовым рынкам вряд ли есть специалисты по процессуальному праву, которые сумеют разобраться в данном вопросе».

Доказывать лень

Управляющий партнер группы юридических компаний «Консулъ» Марина Мисюкевич опасается, что дело закончится внесением поправок, которые позволят возбуждать уголовные дела по одному факту снятия денег. Сейчас Центробанк должен исследовать, при каких обстоятельствах и по каким сделкам уходили деньги, и конце концов доказать преднамеренность деяния, говорит юрист.

Возможно, именно трудности с доказательствами и вызвали отчаянный призыв о помощи со стороны Сергея Игнатьева. «Эти дела очень сложные, очень запутанные, с той стороны тоже грамотные люди,- сказал он депутатам.- У них интерес украсть так, чтобы их потом не привлекли и не посадили».

«Нельзя всех стричь под одну гребенку,- возражает Марина Мисюкевич.- Нужно определить критерии, по которым можно будет определить преднамеренность вывода. Возможно, подозрительные сделки должны стать предметом судебного разбирательства. А иначе это будет совершенно неправомерно».

 

Дмитрий Коптев