02 декабря 2010

Комментарий юриста Скиндер в журнале "ПРОФИЛЬ"

КУРС НА ПОТОВЫЖИМАНИЕ

В обмен на утяжеление налогового пресса бизнес хочет получить право усиленно эксплуатировать наемных работников.

    Крупный бизнес вновь стал возмутителем общественного спокойствия. В СМИ "утек-ла" информация о предложениях по реформе трудового законодательства в пользу работодателей. Стало известно, что комитет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рынку труда и кадровым стратегиям, который возглавляет президент группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров, предложил внести поправки в Трудовой кодекс (ТК РФ). Самой громкой стала идея разрешить увеличивать рабочую неделю с 40 часов по действующему нормативу до 60. В РСПП, правда, заявили, что журналисты неправильно трактовали добытые ими документы. Однако Михаил Прохоров уже озвучивал инициативы от имени "профсоюза олигархов", связанные с желанием предпринимателей обеспечить себе большую свободу в увольнении работников. Поэтому нельзя исключать, что такими информационными вбросами тес-тируется общественное мнение. Трудовой кодекс действительно нуждается в корректировке, очевидно, что законодатели и правительство им займутся после выборов. С помощью информационных утечек о радикальных идеях по части реформирования трудовых отношений бизнес заявляет свою позицию на переговорах с властью. Бизнес хотел бы получить право усиленно эксплуатировать наемных работников в обмен на утяжеление налогового пресса.

НЕ СОГЛАСНЫЕ МЫ...

    Реакция на предложения предпринимателей не заставила себя ждать. Руководитель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков напомнил, что поправки в трудовое законодательство принимаются после одобрения тремя сторонами - профсоюзами, правительством и работодателями, дав понять, что от профсоюзов согласия на это не дождутся. Совет Федерации также однозначно выступил против. Основным аргументом стала норма международного права, в частности ратифицированная Россией Конвенция МОТ №47 от 1935 года, которая так и называется - "О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю".

   Пожалуй, единственным официальным лицом, не отвергнувшим идею с порога, стал главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко. Он высказался в том духе, что для некоторых специальностей такая норма возможна, но ее введение должно быть сопряжено с изменениями технологий и должно отразиться на заработной плате. По большому счету, в его словах и заключается суть проблемы. Очень многие согласились бы при прочих равных условиях работать больше, но получать за это большее вознаграждение. Работодателям, понятное дело, выгоднее, чтобы рабочий день удлинялся, но рост зарплаты "отставал" бы. Предприниматели считают, что таким образом можно повысить производительность труда, которая у нас действительно сильно отстает от развитых стран.

   Часть экспертов согласны с такой постановкой вопроса. По мнению Арсения Даббахя, директоря по корпоративным финансам компании Rye, Man & Gor Securities (инвестиционный консалтинг, операции на фондовом рынке), есть два аргумента в пользу данной инициативы. "Во-первых, на уровне малого бизнеса де-факто сотрудники уже работают по удлиненной рабочей неделе и зачастую сами этого хотят, чтобы больше зарабатывать. Во-вторых, размеры компенсаций и выплат сотрудникам достаточно высоки", - считает бизнесмен. При этом Арсений Даббах ссылается на европейскую практику. В Европе ориентиром является 48-часовая неделя, но по просьбе сотрудника она может быть увеличена до 65 часов. Для того чтобы такое положение дел не противоречило международным документам, страны Евросоюза заключили специальное соглашение.

   Все в дело в том, что в российских условиях, как правило, самые здравые идеи трансформируются в нечто, мало похожее на образец.

   Например, формула "больше работаешь, больше получаешь", у нас далеко не всегда действует. И удивляться тому, что подобные инициативы принимаются в штыки, не приходится.

ПЕРЕГОВОРНАЯ ПОЗИЦИЯ

   В ряде случаев удлинение рабочей недели является экономически нецелесообразным. По словам Ивана Соколова, генерального директора российского отделения Testo AG (крупного немецкого игрока на рынке измерительного оборудования), если вести речь о промпредприятиях, то увеличение времени их работы негативно отразится на энергоэффективности. Нако-нец, откуда уверенность в том, что дополнительно выпущенная продукция кому-то нужна? "Пример остановки конвейеров автопроизводителей из-за низкого спроса на их продукцию показывает, что увеличение рабочей недели абсолютно нецелесообразно для некоторых отраслей промышленности", - говорит собеседник "Профиля".

   Иван Соколов уверен также в том, что связь между более длительным рабочим днем и высокой производительностью труда далеко не очевидна. Он, как и другие эксперты, ссылается на европейский опыт, но при этом указывает, что там все же практикуется преимущественно 40-часовая рабочая неделя, а в некоторых странах и ниже. Он также предлагает не забывать, что увеличение рабочего времени ведет к росту доли незанятого населения. Некоторые специалисты по трудовым вопросам и социальной политике как раз предлагают ввести обратную практику во избежание социального обострения, например добавить третий выходной день.

   Скиндер Неонилла, ведущий юрист корпоративной практики юридической компании "Консулъ", также не согласна с тем, что увеличение рабочего времени будет стимулировать рост производительности труда: "Честно говоря, очень сомневаюсь, судя по опыту зарубежных стран".

   РСПП через несколько дней после утечки распространил пресс-релиз, где утверждает, что "подобного рода инициативы в РСПП и в рабочих органах РСПП не рассматривались и не могли быть рассмотрены". Там якобы дей-ствительно предлагается позволить работать 60 часов в неделю, но 20 из них - по совместительству. Однако, со слов заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой ("Справедливая Россия"), такая формулиров-ка выглядит не иначе как при-крытием. "Если человек по совместительству может работать 20 часов в неделю, то почему бы ему не работать все 60 у основного работодателя?" - задается вопросом депутат, отмечая, что такие меры нужны работодателям для "девальвации сверхуроч-ных". Ведь согласно действу-ющему законодательству, они должны оплачиваться по двой-ному тарифу.

   Но самое главное все же в том, как отметил Алексей Львов, руководитель правового департамента юридической компании "Налоговик", что такой режим работы уже существует. Обычная трудовая неделя при этом на основном рабочем месте длится 40 часов (5 дней продолжительностью по 8 рабочих часов) и еще 20 часов набегает по совместительству (по ст. 284 ТК РФ должно быть не более 4 рабочих часов в течение 5 рабочих дней). Тогда о чем вообще речь?

   Наш Трудовой кодекс нуждается в поправках, уверены специалисты, поскольку во многом устарел. По словам генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федоро-ва, нынешний Трудовой кодекс "заточен" в основном под работника индустриаль-ной эпохи, то есть промышленного, фабричного рабочего или конторского, государственного служащего.

   Новые же формы труда, сформировавшиеся в связи с переходом к информационному обществу, им фактически игнорируются. "Фрилансеры, надомники, частичные работники, аутсорсеры - это новая реальность мирового рынка труда, к которой законодатели пытаются с грехом пополам приспособить морально устаревшие, принадлежащие другой эпохе нормы права", - говорит Валерий Федоров. В этом направлении, очевидно, и нужно двигаться законодателям. В Госдуме параллельно с РСПП идет свой процесс: комитет по труду и социальным вопросам занимается трудовыми отношениями, но точечно, по "симптоматике". Так, готовится решение защитить права тех, кто работает по гражданско-правовому договору, если работодатель без достаточных оснований отказывает в оформлении более его обязывающего трудового договора. К сожалению, пока о системном подходе в этом вопросе речи не идет. Однако представляется, что это лишь дело времени.

   В РСПП затруднились ответить на вопрос "Профиля", как информация могла попасть в прессу, однако утечка информации очень похожа на пробный камень.

 

Источник:Источник