13 января 2011

Лицензирование таксомоторных перевозок могут вернуть

Мэр Москвы Сергей Собянин высказался за лицензирование такси, чтобы навести порядок в сфере этих перевозок. Отраслевые эксперты спорят: эта мера может и не привести цены к единому знаменателю, и не убрать "бомбил" без разрешений, если не будет грамотного правового подхода, регламентирующего процесс.

Пока что таксисты работают в уведомительном порядке. Правоотношения участников рынка такси регулируются законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В нем не предусматриваются специальные требования к перевозчикам. Как известно, федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ отменил лицензирование перевозок пассажиров легковым транспортом на коммерческой основе.

Бюджет от этого, бесспорно, страдает. Но при возврате к старому могут пострадать уже граждане. "Работа без лицензии (регистрации) в любой сфере дает возможность находиться в тени и избегать уплаты налогов. Лицензирование позволит определить общие требования к лицам, занимающимся частным извозом, например, к безопасности пассажиров и проч. Стоимость поездок конечно же вырастет хотя бы на сумму налогов", - считает замеcтитель председателя коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Владислав Капканов.

Теперь власти снова вернулись к идее лицензирования такси. Эксперты называют идею целесообразной, так как рынок таксомоторов в результате отсутствия лицензий является очень конкурентным. Основным плюсом нелицензированного извоза для самих таксистов является то, что масса водителей может заниматься этим, что обеспечивает возможность выбора и легкость нахождения автотранспорта на дороге. "Недостатком нелицензионной деятельности является возможность повышать резко цены в критических ситуациях, как это было при недавнем блэкауте аэропортов. Также возможно несоблюдение каких-то правил безопасности при нелицензионных перевозках", - отмечает старший аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.

По мнению заместителя председателя коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Евгения Устинова, в случае, если это только лишь обязанность получения лицензии на право заниматься подобной деятельностью и "официалы" будут продолжать конкурировать с нелицензированными таксистами, такой подход нерационален в силу его односторонности. Если же городские власти будут предоставлять определенные преференции для аккредитованных такси (к примеру, парковку у станций метро, торговых центров, аэропортов, вокзалов), то это, безусловно, будет выгодно для такси.

Какие изменения произойдут с введением лицензий - во многом это будет зависеть от правового подхода при создании нормативных актов, регулирующих процесс их получения. "Положительных изменений для потребителя стоит ждать при системном подходе в части организации процесса перевозок на цивилизованном уровне (с единой раскраской цвета кузова, единой формой одежды самих таксистов, наличием счетчиков и пр.)", - говорит Евгений Устинов. Только при вышеназванных условиях это позволит сформировать условную стоимость пассажирских перевозок, с которыми в конечном итоге придется считаться нелицензированным перевозчикам. Вследствие лицензирования пройдет определенный естественный отбор среди компаний, оказывающих услуги таксомоторных перевозок. Результатом будет уменьшение доли рынка данных услуг в стране. Еще одно последствие - потеря рабочих мест многими людьми, рост уровня безработицы. "Самое важное для россиян последствие введения лицензирования - это увеличение стоимости перевозок", - говорит юрист ГЮК "Консулъ" Анжелика Уланова.

Ведущий эксперт инжиниринговой компании "2К" Сергей Воскресенский не исключает, что введение лицензирования само по себе не означает полного контроля над перевозками, оно может привести к повышению стоимости перевозок. Помимо лицензирования нужны и другие механизмы, в первую очередь препятствующие коррупции в этой сфере бизнеса. Однако возвращение лицензирования, отмененного в 2005 году, должно помочь отсечению недобросовестных перевозчиков и упрощению борьбы с таксистами-нелегалами.

 

Источник:http://fin.izvestia.ru/articles/128/article1273500/?hyperrealurl=http%253A%252F%252Fwww.finiz.ru%252Fauto%252Farticle1273500%252F