18 января 2011

Опальный дипломат требует у МИДа восстановления в должности

Бывший советник по политическим вопросам российского посольства в Армении Олег Коробков выдвинул ряд судебных исков против Министерства иностранных дел, требуя отмены приказа об увольнении со службы, восстановления на работе и выплаты заработной платы за 2006-2007 гг. В этот период Коробковым вплотную занималась ФСБ, подозревая его в связях с одной из иностранных разведок. В поле зрения ФСБ Коробков попал с подачи МИД РФ за якобы имевшее место нарушение правил обращения с секретной документацией - он скопировал подготовленную им же годом ранее страницу закрытого документа. В итоге ФСБ не нашла состава преступления в действиях дипломата, и МИД уволил его по статье. Коробков факта копирования не отрицает, утверждая, что это была вынужденная мера с его стороны. Юристы считают, что у опального дипломата есть реальные шансы выиграть судебные дела у МИДа.

Дипломата выдала вспышка

Как явствует из материалов дела, карьера первого секретаря первого класса Олега Коробкова прервалась в ноябре 2006 г. Работая в должности советника по политическим вопросам посольства России в Армении, Коробков готовил раздел проекта отчета о деятельности посольства. Подобные документы содержат информацию о стране пребывания и ее внешнеполитических и экономических связях, в силу чего носят гриф секретности. По ходу подготовки отчета у Коробкова возникла необходимость заглянуть в предыдущий аналогичный отчет, чтобы освежить в памяти форму составления документа и отдельных устоявшихся его формулировок. Секретные бумаги хранятся в референтурах - это защищенные хранилища секретной документации в посольствах. Доступ в них имеет ограниченный круг лиц, выносить документы из референтуры запрещено, однако не возбраняется делать от руки выписки. Ознакомиться с документами сотрудники посольства могут в небольших отгороженных кабинках - их называют ознакомительными.

В роковой для себя день Коробков пребывал в цейтноте - отведенное на подготовку раздела отчета время истекало, а работы оставалось много. Чтобы не терять время на выписывание стандартных формулировок отчета, дипломат решил сфотографировать нужный раздел. У фотоаппарата сработала вспышка - ее заметил дежурный служащий референтуры и поднял тревогу.

Три дня Коробков находился под домашним арестом, а затем был сопровожден в Москву для дальнейших разбирательств. Прямо с трапа самолета дипломата повезли на допрос в здание ФСБ на Лубянке. Разбирательство со стороны ФСБ длилось более полугода и помимо допросов включало несколько тестов на полиграфе (детекторе лжи).

Уволили задним числом

По результатам проверки ФСБ Коробкову не предъявили никаких обвинений.

В сентябре 2007 г. ему показали копию приказа об увольнении с дипломатической службы, оформленного задним числом, с ноября 2006 г.

Олег Коробков не оставлял надежд вернуться на работу в структуры МИДа. На должности, не предусматривающей допуска к гостайне, дипломат рассчитывал доработать до пенсионного возраста. Но в МИД Коробкова не позвали, и в мае прошлого года он занялся оформлением пенсии. В отделении пенсионного фонда дипломату пояснили, что МИД не предоставил никаких документов по истории занятости Коробкова, поэтому ему, имеющему более 40 лет стажа, по закону полагается пенсия в минимальном объеме - 3445 руб. в месяц.

Опальный дипломат решил отстаивать свои права в суде, подав иск о признании недействительным приказа об увольнении. Позднее Коробков подал еще один иск - о восстановлении на работе. Ближайшее слушание по делу назначено на 31 января.

Сам Олег Коробков рассказал «Маркеру», что он хочет добиться от МИДа предоставления документов пенсионному фонду, выплаты заработной платы за те 10 месяцев, что он находился в Москве и проверялся ФСБ. Также Коробков просит вернуть ему 157 кг личных вещей, оставшихся в Ереване. «В ноябре 2006 г. меня отправили в Москву в командировку, якобы на одну неделю, - говорит Коробков. - Естественно, я не взял с собой никаких вещей. И денег за эту „командировку" не получил ни копейки».

Бывший дипломат подрабатывает извозом

По словам Коробкова, сегодня он фактически лишен средств к существованию и вынужден подрабатывать частным извозом: «В прошлом году мне исполнилось 60 лет, и по возрасту мне на госслужбу уже не вернуться. Но так как всю жизнь я провел на госслужбе, то других навыков у меня просто нет».

В пресс-службе МИД РФ «Маркеру» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с увольнением Олега Коробкова, пообещав ответить на запрос в соответствии с законом о СМИ.

«На практике суды чаще стоят на стороне госучреждений, но в данном деле я бы оценил шансы как 50:50», - говорит партнер адвокатского бюро Jus Aureum Александр Железников.

«Полагаю, что в данном деле наличествуют формальные причины, которые позволят добиться восстановления в должности и отмены приказа об увольнении, - говорит управляющий партнер группы юридических компаний „Консулъ" Марина Мисюкевич. - Понятно, что после этого последует новое увольнение, но уже на законных основаниях. Также, на мой взгляд, реально добиться восстановления пенсионной истории и предоставления документов работодателем в пенсионные органы».

Источник:Источник