02 ноября 2011

Выгода концессии для государства

Концессии с участием иностранных компаний могут дать импульс развитию труднодоступных российских регионов с богатыми запасами полезных ископаемых. Но имеющаяся нормативная база разрешает подобную форму партнерства пока только в отношении объектов инфраструктуры.

Исторические этюды

Для России концессиональное партнерство не в новинку. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов напоминает, что опыт применения концессий в горнодобывающей отрасли в нашей истории был — в период становления Советского Союза, с 1922 по 1930 год. Было выдано больше 50 концессий, разрешающих добычу железной руды и угля. Наиболее известный пример концессии — Американская индустриальная колония, добывавшая уголь в Кузбассе. Ее деятельность была весьма успешной, но в конечном счете, как и все прочие концессии, она была аннулирована властями Советского Союза.

"Первая железная дорога в России была создана именно по полученной концессии, что стало толчком к железнодорожному буму,— отмечает аналитик ГК "Алор" Наталья Лесина.— Концессии просуществовали довольно долго, но в 1930 году было принято решение о закрытии иностранных концессий".

Правда, мировой опыт концессий прошлого века управляющий партнер "2К Аудит — Деловые консультации / Morison International" Иван Андриевский не спешит называть удачным. Да, соглашается, эксперт, именно благодаря концессиям стала развиваться современная нефтегазовая отрасль на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Но соглашения были кабальными для государств-доноров и основывались еще на колониальном мироустройстве. С началом становления собственной экономики многие государства неоднократно пересматривали концессионные соглашения с иностранными инвесторами или вовсе отказывались от них.

И в современной России этот опыт был опробован в ряде отраслей. Примером концессии, по словам Натальи Лесиной, является добыча нефти в России компанией Royal Dutch Shell, которая начала с добычи в Грозненском районе, а потом выкупила еще ряд компаний. Нельзя не упомянуть и получение компанией Lena Goldfields концессии на добычу металлов, в частности золота, в Сибирском регионе.

Дмитрий Магоня, управляющий партнер компании Art de Lex, отмечает, что в настоящее время основными сферами применения концессии в России и Европе являются строительство объектов железнодорожного транспорта, автомобильных трасс, мостов, тоннелей и иных объектов инфраструктуры.

В Мексике, Корее, Индонезии магистрали строятся и эксплуатируются на концессионной основе. Более 50% магистралей находятся в концессиях в Японии, Франции, Аргентине, Италии, Малайзии и ЮАР. Как правило, под концессионный проект формируется консорциум из нескольких участников.

В странах Европы и США на концессии приходится от 60% до 80% партнерских договоров между государством и частным бизнесом. По некоторым данным, только в Великобритании стоимость объектов, сооруженных за счет привлечения государством инвесторов, за десять лет превысила £24 млрд. Что же касается отдельных отраслей, то, например, в Германии типичной сферой применения концессий является система коммунального хозяйства, в Испании — дорожная инфраструктура.

Хотя есть примеры концессий и в добывающих сегментах. "Активно этот процесс идет на Украине, где сейчас государство сдает в концессию угледобывающие предприятия",— добавляет господин Магоня.

Китайский путь

23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президент РФ Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали "Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы". Фактически речь шла о концессионном участии китайских компаний в рамках десятков разноплановых проектов на Дальнем Востоке: от деревообрабатывающего производства и сельскохозяйственной отрасли до объектов угле-, рудодобычи и ТЭКа.

Работы в регионе закипели. Группа компаний "Петропавловск" на условиях частно-государственного партнерства приступила к строительству железнодорожного моста через Амур Нижне-Ленинское—Тунцзян. Первые поезда по нему должны пойти в 2013 году, а к 2015 году предполагаемый объем перевозок достигнет 20 млн т. При этом металлургическая продукция, которую "Петропавловск" намерен к этому времени начать изготавливать в Еврейской автономной области на Кимкано-Сутарском ГОКе, загрузит мост только на 45%. Оставшиеся мощности, видимо, загрузят продукцией "Мечела" с Эльгинского угольного месторождения, а также крупнейшего в Амурской области Огоджинского месторождения каменных углей, за освоение которого готовы взяться госхолдинг "Российская топливная компания" ("Ростоппром") и китайская компания Shenhua. К тому же в инвестпланах властей Амурской области по-прежнему значится строительство в 2011-2014 годах автомобильного моста через Амур, а в 2013-2016 годах— железнодорожного моста Благовещенск—Хейхе.

Интересы КНР не ограничиваются приграничными территориями России. Не так давно глава Минтранса Игорь Левитин сообщил о готовности китайских компаний участвовать на условиях концессии в строительстве скоростных железных дорог (параллельно существующим) к городам, где будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года. Из чего эксперты поспешили сделать вывод, что за пробным договором концессии последует поток аналогичных договоров, но уже в стратегическом для Китая Дальневосточном регионе.

"Концессии наиболее востребованы в развивающихся государствах (где есть обширный сектор госсобственности, но нет средств на его развитие), а в развитых, которые как раз и представляют интерес для наших металлургических компаний и которые не имеют явных политических и экономических рисков (как Африка, например) данная форма частно-государственного партнерства мало востребована",— добавляет аналитик ИК "Олма" Дмитрий Парфенов.

Джон Кэмпбелл, партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям металлургической и горнодобывающей отраслей PricewaterhouseCoopers в России, считает, что для разработки имеющихся в стране богатых запасов угля и прочих полезных ископаемых, которые могут использоваться как в российской промышленности, так и в интересах расширения экспорта, нужно развивать рудники и сопутствующую инфраструктуру, в частности объекты по обогащению руды, погрузочно-разгрузочные устройства, сети автомобильных и железных дорог, а также портовые объекты. А это потребует крупных вложений. Средства могут быть получены посредством концессионных соглашений.

Понятийный налог

Юристы призывают не путать понятия "концессия" и "государственно-частное партнерство", так как они не всегда тождественны. Юрист компании "Юков, Хренов и партнеры" Марина Краснобаева указывает на то, что концессионные соглашения заключаются в отношении строго определенных в ст. 5 ФЗ "О концессионных соглашениях" объектов. В частности, концессионные соглашения могут заключаться в отношении автомобильных дорог и инфраструктуры, объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта, аэродромов, гидротехнических сооружений, метрополитена и иных объектов общественного транспорта, объектов здравоохранения, коммунальной инфраструктуры, объектов образования, культуры и спорта. То есть концессионные соглашения, полагает юрист, могут заключаться только в отношении объектов инфраструктуры территорий и могут являться частью большого проекта по их освоению и развитию.

"ФЗ "О концессионных соглашениях" законодательно урегулировал только один тип концессий: BOT (Build—Operate—Transfer; "строительство—управление—передача". Концессионер по концессии BOT осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству. Однако в мировой практике распространены и другие типы концессий",— рассказывает старший юрист практики корпоративного права ЮК "Яковлев и партнеры" Владимир Бубликов. И добавляет, что переговорный процесс, предшествующий заключению концессионного соглашения, очень долгий, сроки согласования всех его деталей на уровне правительства или профильных министерств могут достигать нескольких лет.

Кстати, о налогах и преференциях. "Особенности налогообложения объектов концессионного соглашения упоминаются в гл. 21 Налогового кодекса (НДС), гл. 25 (налог на прибыль), гл. 30 (налог на имущество организаций),— говорит Евгений Береснев, партнер ГЮК "Консулъ".— При анализе норм указанных глав НК РФ становится очевидной выгодность концессии для государства: концессионер становится плательщиком НДС, налога на имущество. Концессионеры же (в том числе иностранные компании) могут прежде всего рассчитывать на преференции в виде налоговых льгот. Это, очевидно, и делает такую форму партнерства потенциально интересной для иностранных инвесторов.

"Каких-либо преференций для иностранных концессионеров действующий закон "О концессионных соглашениях" не предусматривает, уточняет старший юрист компании Lidings Сергей Патракеев.— То есть иностранцы в этой сфере осуществляют свою деятельность в рамках национального режима, претендовать на реализацию концессионного проекта они могут наравне с российскими инвесторами на конкурсной основе.

Могут возникнуть и другие трудности. Марина Краснобаева объясняет это на примере предложенного китайцами концессионного проекта строительства железной дороги к чемпионату мира по футболу: "На данный момент железнодорожная отрасль монополизирована ОАО РЖД. Соответственно, существует единственный вариант использования дороги — предоставление за плату в пользование ОАО РЖД. Если позволить иностранцам самим перевозить грузы, нужно менять законодательство в железнодорожной области и допускать в этой сфере конкуренцию. Будут это делать или нет, сейчас сказать невозможно".

Что касается проектов развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, то там, по мнению госпожи Краснобаевой, если и будут заключаться договоры, то в отношении каждого месторождения их будет как минимум два: концессионный — о развитии инфраструктуры - и инвестиционный — о самом месторождении. "В случае если концессионное соглашение с КНР будет заключено и станет исполняться в рамках инвестиционного проекта, включенного в утвержденный правительством Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, концедентом в этом концессионном соглашении будет Российская Федерация или субъект Российской Федерации,— говорит управляющий партнер юридической компании "Каменская & партнеры" Татьяна Каменская.— Концессионное соглашение, как правило, является соглашением, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами (например, строительный подряд)".

 

Дмитрий Смирнов
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/1807222