06 ноября 2011

Конфликт "Х5 Retail Group" и "Ашан"

Х5 и "Ашан" схватились в борьбе за лидерство среди торговых сетей столичного региона.

   На первый взгляд, это обычный спор хозяйствующих субъектов. Два крупнейших российских ритейлера - Х5 Retail Group (принадлежит "Альфа-групп") и французский "Ашан" - делят земельный участок в Люберцах. Х5 говорит о рейдерском захвате, а "Ашан", являющийся соответчиком по иску, уже открыл там свой супермаркет под брендом "Атак". Пока суды заканчиваются не в пользу Х5 (последний раз компания проиграла в середине октября), но представители сети твердо намерены дойти до Высшего арбитражного суда. Французы, которые вынашивают амбициозные планы по расширению своего присутствия в столичном регионе, уверены, что правда на их стороне. "Наш магазин останется открыт для покупателей", - уверяет менеджер по коммуникациям супермаркета "Атак" Раиса Филенкова. Аналитики полагают, что конкуренция между ритейлерами будет только обостряться, поскольку привлекательных торговых площадей и участков под новое строительство в Москве и области осталось совсем немного.
   
ЛЮБЕРЦЫ РАЗДОРА  
Люберецкий конфликт, в который оказались втянуты гиганты розничной торговли, начался еще в 2007 году. По решению администрации района и суда участок вместе с построенным на нем зданием отобрали у ЗАО "Ремтранс-АВТО" - застройщика сети "Пятерочка", которая принадлежит Х5. Это позволило прежнему хозяину участка компании "Атлас-2000" перепродать землю и здание ООО "Атак" (принадлежит "Ашану"), которое вскоре открыло там одноименный магазин. Судебные разбирательства Х5 ведет уже не один год, и недавно Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу на решения предыдущих инстанций. Теперь дело, скорее всего, будет передано в Высший арбитражный суд России (ВАС). По крайней мере, представители истца намерены идти до конца.
   Старший партнер ГЮК "Консулъ" Захид Мамишов подчеркивает, что действия компании "Атлас-2000" были бы невозможны без участия государственных органов. Управляющий партнер юридической компании "Арт де Лекс" Дмитрий Магоня, комментируя конфликт, напоминает, что суды не раз подтверждали право местных органов власти выносить и отменять постановления по статусу земельных участков и строительным вопросам (в данном случае: забрать у одного право землепользования и отдать другому). "Мы наблюдаем похожую ситуацию с инвестиционными контрактами в Москве: новые власти, пересматривая свое отношение к строящимся объектам или застраиваемым территориям, массово изменяют характер ранее возникших с застройщиками или арендаторами отношений", - говорит юрист. Вероятность того, что ВАС пойдет на пересмотр предыдущих решений, невелика, полагают эксперты. Помочь Х5 отстоять свои права может смена тактики - например, возбуждение уголовного дела или подача иска с требованием компенсации затрат на строительство помещения.
   Стоит отметить, что "Ашан" не в первый раз открывает свои магазины на месте выбывших конкурентов. Компания, которая специализи-ровалась на открытии гипермаркетов, несколько лет назад начала активно развивать формат городских супермаркетов, в том числе под брендом "Атак". Для этого понадобились торговые площади, которые в столичном регионе в большом дефиците. Но "Ашану" повезло - в столице французы заполучили часть площадей свернувших бизнес "Рамстора" и "Карфура". Да и Х5 всегда готова занять место менее удачливого конкурента. К примеру, в 2010 году из торгового комплекса "Атриум" съехал "Седьмой континент", а его площади занял "Зеленый Перекресток" (премиальные магазины Х5). Компания также перекупила помещение на Шмитовском проезде, которое снимал "Глобус Гурмэ".
   По мнению генерального директора "МИЦ-Девелопмент" Сергея Хорошкова, спорный земельный участок в Люберцах является очень привлекательным для строительства супермаркета: близость железнодорожной станции и жилых микрорайонов фактически гарантирует стабильно высокий поток посетителей. "Стоит отметить, что участки с аналогичными характеристиками всегда пользовались повышенным спросом, и, конечно, попытка (Х5) вернуть земельный участок имеет очевидный экономический мотив, - комментирует Сергей Хорошков. - Также нельзя забывать и о возможном репутационном эффекте: в случае если X5 удастся доказать факт рейдерского захвата, имиджу компании-конкуренту будет нанесен ощутимый удар".
   Впрочем, по словам директора департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty Алексея Могилы, важно то, что спор в Люберцах говорит об обостряющейся конкуренции на рынке. "Думаю, о подобных инцидентах мы еще услышим, - отмечает эксперт. - Хотя обычно ритейлерам все же удается договориться и не доводить дело до суда". "Речь идет не только о "топовых" местах в том или ином городе, - подчеркивает гендиректор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников. - В целом на сегодняшний день спрос на хорошие площадки со стороны ритейлеров довольно высок". Аналитик по потребительскому сектору ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина отмечает, что ситуация осложняется тем, что не хватает как готовых площадей, так и участков под новое строительство.
   
"КАРУСЕЛИ" И "АТАКИ"  
Конкуренция за участки и торговые площади часто выходит за рамки честной борьбы, вынуждены констатировать эксперты. По мнению управляющего партнера АБ "Леонтьев и партнеры" Вячеслава Леонтьева, на практике часто встречаются случаи, когда земельный участок или здание отбирается у одного ритейлера и переходит к другому. Иногда данные сделки сомнительны с точки зрения юридической чистоты. Такие конфликты в Московской области нередки, достаточно вспомнить о ситуации вокруг земельного участка "ИКЕА" в Химках, соглашается Захид Мамишов.
   Битва за торговые места между сетями вполне объяснима. До кризиса оборот розничной торговли рос темпами, превышающими 10% в год, а в 2011 году он ожидается на уровне 5,3%, что выше темпов роста ВВП. В денежном выражении оборот розничной торговли в минувшем году составил 16,5 трлн рублей. Особенно привлекательными рынками выглядят Москва и Московская область, поскольку здесь живет не менее 15 млн человек, средняя зарплата которых значительно превосходит общероссийский показатель. Поэтому именно здесь и идет основная борьба между сетями. Привлекательность рынка давно оценили иностранные ритейлеры, которые уже много лет осваивают столицу: по оценкам компании RRG, западные операторы занимают сейчас почти половину продуктового рынка Москвы - 48,5%.
   Лидерами рынка (с учетом объемов торговых площадей) являются все те же "Ашан" (около 25%) и X5 Retail Group (23%). По мнению Сергея Хорошкова, в сегменте гипермаркетов у "Ашана" в московском регионе более сильные позиции - 24 гипермаркета против 11 у конкурента. Если же говорить о формате супермаркетов, то сильнее позиции у X5, которая имеет сотни "Пятерочек", тогда как у "Ашана" всего 46 магазинов "Атак". "Магазины, принадлежащие X5, шире распространены в Москве, и компания ведет более агрессивную политику по отношению к конкурентам", - отмечает Алексей Могила. "На мой взгляд, магазины "Ашан" расположены лучше, чем у их конкурента "Карусели", принадлежащего X5. Но сеть "Атак" еще плохо развита в Москве, особенно если сравнивать ее с супермаркетами вроде "Пятерочки" или "Перекрестка", - комментирует Юлия Никуличева из Jones Lang LaSalle. - Одна из проблем сети "Атак" - отсутствие четкого позиционирования бренда, который большинство покупателей просто не ассоциирует с "Ашаном".
   Пока в Москве "Ашан" опережает Х5. Но разница невелика, поэтому, чтобы сохранить лидерство в столице, французы намерены проводить более агрессивную политику развития. "Атак" планирует открыть около 200 магазинов к 2015 году в Москве, Московской области и, возможно, других регионах России. К тому же, несмотря на более поздний приход в Россию, за плечами "Ашана" 50 лет жизни, 20 лет заграничного стажа плюс статус и ресурсы международного ритейлера. Учитывая вышеописанные сложности с торговыми площадями и земельными участками, самая жесткая борьба за место под солнцем и рыночное лидерство между "Ашаном" и Х5 еще впереди.
Источник

Услуги конфликтолога в компании Консулъ.