29 ноября 2011

Заключенные россияне за пределами РФ

В истории с освобождением летчика Владимира Садовничего из «таджикского плена» российские власти проявили небывалое упорство. Прежде МИД России так рьяно боролся только за «оружейного барона» Виктора Бута. Между тем, как удалось выяснить РБК daily, за десять месяцев 2011 года прирост тюремного населения с российским гражданством за границей составил 1100 человек. Всего же за пределами страны отбывают наказание в виде лишения свободы либо ждут суда под арестом около 7 тыс. соотечественников.

«По состоянию на 1 января 2011 года за рубежом отбывали наказание и находились под следствием 5,9 тыс. россиян, на начало ноября с.г. - около 7 тыс. человек, - сообщили РБК daily в департаменте информации и печати МИД России. - Большинство - на территории государств - участников СНГ, а также в странах с крупными российскими диаспорами. Почти половина из общего числа заключенных и подследственных россиян находится на Украине - порядка 3000 человек, в Казахстане - около 1000, Белоруссии - 560, Германии - 450, США - 350, Испании - 170, Бельгии - 160 и в Эстонии - 150 человек».

Статистика МИДа свидетельствует о том, что больше всего преступлений происходит там, где россияне экономически активны, а не там, где они отдыхают и расслабляются: в этом списке нет ни Таиланда, ни Турции, ни Египта, отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. В Турции, по данным Ростуризма, за восемь месяцев 2011 года были осуждены всего 34 россиянина. В основном за кражи в отелях и магазинах, а также за хулиганство.

По данным МИДа, чаще всего россиян за границей задерживают за нарушение миграционных правил (в 2011 году двое туристов, отдыхавших в курортном индийском штате Гоа, были приговорены к году тюремного заключения за просроченные визы), кражи, угон транспортных средств, мелкое хулиганство. Встречаются и тяжкие преступления: нанесение телесных повреждений, грабежи, убийства, контрабанда, распространение и сбыт наркотических веществ, организация нелегальных игорных заведений, вовлечение в занятие проституцией.

Известны случаи, когда россиян приговаривали к высшей мере наказания. Большинство из них, как рассказали в МИДе, связаны с неудавшимися попытками контрабанды либо сбыта наркотиков. Летом этого года Верховный суд Китая вынес смертный приговор с отсрочкой на два года 33-летнему Ильдару Султанову. В мае 2010 года россиянин, приехавший в Китай по туристической визе за партией мобильных телефонов, был задержан в международном аэропорту Урумчи с 2,8 кг героина. Антироссийских настроений в этом приговоре искать не следует. Совсем недавно по аналогичному обвинению в Китае были казнены граждане Великобритании и Японии.

На частые претензии в адрес МИДа по поводу вялой и несвоевременной правовой поддержки россиян дипломаты отвечают, что международные конвенции «устанавливают обязанность должностных лиц диппредставительств и консучреждений уважать законы и не вмешиваться во внутренние дела государства пребывания, к каковым, безусловно, относится и сфера уголовного судопроизводства».

«В силу объективных причин, прежде всего законодательных ограничений в ряде государств, нередко - препятствий политического характера, а порой и нежелания самих граждан идти на контакт, наши консулы не всегда незамедлительно оказываются осведомлены о случаях задержания», - назвали еще одну причину в министерском департаменте.

«МИД - структура очень консервативная, и его неповоротливость сомнению не подлежит, - констатирует Алексей Мухин. - Хотя в прошлом году был принят новый консульский кодекс, который обязывает консулов принимать самое активное участие в подобного рода инцидентах, даже в случаях, когда потерпевшие или подозреваемые не просят о такой помощи. Этот же документ предписывает во всех случаях добиваться экстрадиции российских граждан на родину для привлечения их к ответственности за содеянное уже здесь. Но, к огромному сожалению, этот кодекс в полную силу так и не заработал».

«Более эффективно МИДу работать сегодня сложно, в том числе из-за особенностей законодательства других стран и отношения со стороны других государств, - считает в свою очередь партнер группы юркомпаний «Консулъ» Евгений Береснев. - Но МИД обязан совершенствовать работу в этом направлении, так как количество выезжающих за рубеж граждан РФ увеличивается. На это требуются новые средства, новые методики, подходы, возможности».

По мнению юриста, должна всерьез развивать это направление защиты граждан и российская адвокатура, поскольку из-за многолетнего «железного занавеса» подобный опыт в стране отсутствует.