15 мая 2014
Для отечественной металлургии наступили непростые времена. На фоне снижения внутреннего спроса и повышения стоимости кредитов возможные выгоды от экспорта за счет девальвации рубля нивелировались введением экономических санкций со стороны Европы и США, которые уже закрыли для России ряд рынков. Однако времена не выбирают — выбирают инструменты, способствующие развитию в предлагаемых обстоятельствах.
Государственно-частное партнерство
Доля металлургического комплекса в ВВП страны составляет 9%, а в экспорте — 11,6%, уступая только отраслям топливно-энергетического комплекса. Следовательно, ухудшение ситуации в металлургии может ощутимо сказаться на экономике России, особенно с учетом тотальных экономических санкций со стороны основных торговых партнеров в ЕС. Исправить ситуацию в отрасли можно только за счет тесной кооперации бизнеса с государством.
2 мая вступило в силу постановление правительства РФ N328, которым в очередной раз (уже шестой за последние полтора года) были утверждены поправки к госпрограмме "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". В числе прочего были уточнены положения подпрограммы "Металлургия", главной целью которой является "обеспечение спроса на металлопродукцию... путем увеличения ее конкурентных преимуществ... за счет ускоренного инновационного обновления отрасли...".
Для достижения поставленной цели представителям отрасли необходимо решить в комплексе несколько задач: повысить качество металлопродукции; снизить энерго- и ресурсоемкость производства; стимулировать внутренний спрос на металлопродукцию; устранить внешние факторы, сдерживающие развитие отрасли (недостаточная востребованность металлопродукции на внутреннем рынке, высокие объемы российского импорта машин, оборудования, механизмов, низкая восприимчивость внешних рынков к российской металлопродукции высоких переделов); увеличить объемы производства металлопродукции, в том числе дефицитных видов; укрепить позиции России на мировом рынке металлопродукции, защитить на этих рынках экспортеров; уменьшить зависимость от импорта металлопродукции и сырья; разработать инновационные технологии обогащения сырьевых ресурсов; снизить вредное воздействие металлургических предприятий на окружающую среду.
Первый этап реализации подпрограммы предполагается завершить в 2015 году, второй — в 2020-м. Среди ожидаемых к 2020 году результатов реализации подпрограммы значатся: снижение энергоемкости продукции с 700 кг условного топлива (ут) на тонну стали до 550 кг ут, сокращение сбросов загрязненных сточных вод на 33%, сокращение выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ на 25%, сокращение доли импорта во внутреннем потреблении готового проката черных металлов на 40%, увеличение доли выплавки стали в электропечах до 39% от общего объема выплавки (рост на 38%) при практически полном закрытии мартеновских мощностей (доля до 0,5%).
По словам адвоката МКА "Клишин и партнеры" Дмитрия Васильченко, важным дополнением стало включение в число ожидаемых результатов от реализации подпрограммы "Металлургия" уменьшения коэффициента износа основных средств с 42,5% до 36%: "Вероятно, данное дополнение подтверждает намерение государства стимулировать модернизацию мощностей металлургических предприятий".
Месячник НИОКР
Подспорьем по этому направлению должна стать инициатива Минпромторга, который проводит с 12 мая по 10 июня конкурсный отбор новых комплексных инвестиционных проектов. Победителям конкурса будут предоставлены субсидии из федерального бюджета для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным от российских кредитных организаций в 2014-2016 годах на реализацию соответствующих инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.
Разумеется, модернизация производственных мощностей возможна только при активной поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Об этом свидетельствует и постановление правительства РФ от 30 декабря 2013 года N1312, которым был утвержден механизм стимулирующих субсидий, направленных на компенсацию российским организациям части затрат на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных программ. "Расходы на НИОКР являются для металлургических компаний важнейшими в условиях жесточайшей конкуренции, поскольку внедрение новых технологий в перспективе как раз и позволит сократить издержки, увеличить объем производства, повысить качество выпускаемой продукции, а также снизить энергоемкости производства",— поясняет Дмитрий Васильченко.
В какой форме будет осуществляться эта поддержка, пока неясно. Однако сами направления научных изысканий давно определены и указаны в Стратегии развития металлургической промышленности до 2020 года.
Например, для использования в строительстве, автомобильной промышленности, коммунальном хозяйстве и ряде других отраслей необходимо создать ряд новых видов стали с улучшенными показателями.
Для использования в нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, автомобильной, машиностроительной, коммунальном хозяйстве и других отраслях промышленности требуется разработать и освоить прорывные технологии производства прогрессивных видов биметаллического проката и труб с предельно высокой прочностью (не менее 350 Н/кв. см), устойчивых к разрушению в активных водород- и углеродсодержащих газовых средах.
Для использования в машиностроении намечено разработать комплекс методов поверхностной обработки промышленных сталей и сплавов. Для железных дорог будут разработаны и запущены в серийное производство длинномерные рельсы всех типов с востребованными качественными и ценовыми характеристиками, рельсовые и шпальные крепления, позволяющие длительно поддерживать необходимые параметры колеи, а также высокопрочные железнодорожные колеса, в том числе из легированных сталей, для грузовых вагонов нового поколения с нагрузкой на ось 30 тонн.
Если говорить об изучении и освоении континентального шельфа России, то потребуется в числе прочего разработать состав высокопрочной стали типа Х120 для труб и сварных конструкций с улучшенной свариваемостью и эксплуатационными свойствами. Кстати, говоря о трубах, следует отметить большой технологический прорыв за последнее десятилетие, который ознаменовался не только переходом к производству труб класса прочности Х70, но и появлением возможности производства труб более высоких классов. А использование более прочной стали в производстве подобных труб обладает рядом очень существенных преимуществ. Например, увеличение рабочего давления в газопроводе до 12 МПа позволяет повысить его производительность на 55-60%. На четверть снижаются объем и стоимость работ по закреплению трубопроводов на заболоченных или обводненных грунтах, на 7-8% — удельные энергозатраты, на 8-9% — металлозатраты.
Увеличение давления при прокачке топлива до 12 МПа сегодня и до 25 МПа в перспективе потребует использования труб класса прочности Х80-Х90, а потом и Х100, что позволит увеличить пропускную способность и при этом сохранить толщину стенки трубы. Уже при строительстве магистрального трубопровода Бованенково—Ухта в проекте изначально планировалось использовать трубы класса прочности К65 (Х80) диаметром 1420 мм с толщиной стенки 23-33 мм. Раньше подобные трубы нигде в мире не производились.
Модернизация издержек
Государство стимулирует работу по внедрению ноу-хау не только путем софинансирования или возмещения расходов, но и непосредственно передавая предприятиям реального сектора результаты уже проведенных научных исследований. Так, Минпромторг с октября 2013 года начал безвозмездную передачу государственной интеллектуальной собственности. Министерство намерено передать бизнесу свыше 8 тыс. патентов, объектов авторского права и результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Сейчас на сайте ведомства можно ознакомиться с описаниями свыше 500 из них: от огнестойкой ткани для одежды пожарных до фотоэлектрического модуля для солнечной энергоустановки. Некоторые разработки ориентированы и на металлургическую отрасль.
Для популяризации программы Минпромторг даже предлагал проработать вариант предоставления налоговых льгот участникам. Однако за полгода действия программы с компаниями было заключено всего около 60 договоров. Возможно, дело тут в жестких требованиях, которые предъявляются к потенциальным получателям РИД: это должна быть российская компания, РИД надо использовать на практике (о чем фирма обязана регулярно отчитываться), причем только внутри страны.
Впрочем, юрист по корпоративной практике юридической фирмы "Консулъ" Светлана Дагадина утверждает, что проект о передаче РИД на данный момент является несколько сырым и для его реализации необходимо проведение масштабной работы: "В первую очередь потребуется внести поправки в Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты. Более того, перед создателями проекта сейчас стоит много вопросов: как эффективно администрировать процесс управления интеллектуальной собственностью, каким образом передавать права на РИД, на основании чего госзаказчик должен устанавливать размеры лицензионных платежей и вознаграждение за отчуждение исключительных прав в пользу третьих лиц, станет ли обязательным условием проведение рыночной оценки интеллектуальной собственности с привлечением независимого оценщика и т. д.".
Кстати, наряду с модернизацией мощностей и инвестициями в НИОКР большое внимание должно уделяться сокращению издержек. Этому, по мнению управляющего партнера юридической фирмы "Консулъ" Марины Мисюкевич, может способствовать замораживание тарифов на услуги естественных монополий, предусмотренное законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", поскольку металлургическая промышленность в значительной степени зависит от этих цен. Хотя эти меры не могут быть долговременными из-за потерь, которые несут сами естественные монополии. Например, по предварительным оценкам, только в 2014 году РЖД могут потерять до 93,2 млрд руб. из-за заморозки тарифов на перевозки.
Возможными методами снижения издержек также, по словам Дмитрия Баранова, могут стать развитие программ энергосбережения и повышения энергоэффективности на предприятиях, а также внедрение передовых систем менеджмента, в частности системы "бережливого производства". Внедрять последнюю флагманы отечественной промышленности начали еще десять лет назад, но первых ощутимых результатов пришлось ждать несколько лет. В дальнейшем развитием собственных производственных систем, основанных на принципах "бережливого производства", стали заниматься "Росатом", Сбербанк, РЖД, крупные автопроизводители, металлургические компании, ряд предприятий ВПК.
В результате предприятия добились значительных результатов. Например, экономический эффект от внедрения элементов бережливого производства на ОАО КамАЗ начиная с 2006 года составил 16 млрд рублей, а производительность труда в группе ГАЗ выросла в четыре раза. По признанию основателя и председателя наблюдательного совета "Базового элемента" Олега Дерипаски, отдача от внедрения lean-технологий на предприятиях "Русала" "исчисляется десятками миллиардов рублей". В прошлом году программу "Бережливое производство" опробовали на НТМК. За короткий срок это позволило сократить на 30% перемещение людей при выполнении операций, на 60% — крановых операций. Также проект "Бережливый участок" стартовал в апреле 2013 года на ряде предприятий ОМК.
Естественный отбор
Несмотря на слабые производственные и финансовые показатели 2013 года российских металлургических компаний и не слишком позитивную картину по первому кварталу 2014 года, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов советует не поддаваться паническим настроениям: "Колебания спроса и цены в нашей экономике случались неоднократно, и всегда понижательный тренд сменялся повышательным. Так будет и на этот раз — надо лишь набраться терпения и подождать". По его мнению, есть ряд предпосылок для улучшения динамики металлургического производства уже к концу текущего года.
Например, сдерживание роста производства черных и цветных металлов в Китае из-за энергетических и экологических проблем приведет к снижению избытка на рынке, что обеспечит возможность для наращивания экспорта в страны Азии и Ближнего Востока. И если девальвация рубля будет иметь продолжение, то конкурентоспособность российских экспортеров повысится. Нельзя исключать и роста внутреннего спроса на конструкционные материалы и металлы за счет реализации инфраструктурных госпроектов.
Трубников будет поддерживать на плаву строительство нескольких крупных магистральных трубопроводов, что позволит сохранить высокие темпы выпуска труб. Перспективы отечественной цветной металлургии может улучшить введение в текущем году Индонезией новых торговых правил, которые предусматривают резкое сокращение экспорта руд цветных металлов. "Норильский никель" уже сообщил, что в связи с этим может увеличить поставки никеля в Китай "на десятки процентов".
Другим инструментом государственной поддержки в сложившейся политической обстановке может стать, по мнению адвоката МКА "Клишин и партнеры" Дмитрия Васильченко, стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественных металлургических предприятий. Причем такой подход должен учитывать правила ВТО, запрещающие применение экспортных субсидий.
"Если ЕС или США начнут, к примеру, поднимать таможенные пошлины для российских товаров или вводить на них квоты, Россия сможет запустить механизм ВТО по разрешению споров с отработанной процедурой беспристрастного рассмотрения",— отмечает Марина Мисюкевич.
А это означает, что даже в условиях экономических санкций со стороны важнейших торговых партнеров и поставщиков у России есть возможность защитить себя от дискриминации своих товаров на внешних рынках благодаря участию в ВТО.
© 2024, МЮФ КОНСУЛЪ
Разработка сайта – Студия.ру